Суд

Следственные подразделения органов прокуратуры не является органом досудебного расследования и лишены полномочий осуществления досудебного расследования в уголовном производстве (Апелляционный суд Днепропетровской области № 201/1405/18 от 16.03.2018)

Фабула судебного акта: Промедление по созданию Государственного бюро расследований создало определенную правовую неопределенность в отношении органов, которые имеют полномочия проведения досудебного расследования в частности в процессах, которые были подследственные следователям органов прокуратуры.

Так, статьей 216 Уголовно-процессуального кодекса наличие такого субъекта уголовного процесса как следователь органа прокуратуры вообще не предусмотрена.
Однако, п. 1 раздела ХИ Переходных положений Уголовно-процессуального кодекса определено, что после введения в действие положений части четвертой статьи 216 настоящего Кодекса уголовные производства, созданные следователями органов прокуратуры, продолжают осуществляться следователями органов прокуратуры, пользуются полномочиями следователей, определенными настоящим Кодексом, к окончанию досудебного расследования, но не более двух лет. После окончания двухлетнего срока уголовные производства, созданные следователями органов прокуратуры, в трехмесячный срок передаются следственным органам Государственного бюро расследований.
До дня введения в действие части пятой статьи 216 настоящего Кодекса полномочия по досудебного расследования предусмотренных ею преступлений осуществляют следователи органов прокуратуры, пользуются полномочиями следователей, определенными настоящим Кодексом.
После введения в действие части пятой статьи 216 настоящего Кодекса начаты следователями органов прокуратуры уголовные производства продолжают осуществляться следователями органов прокуратуры, пользуются полномочиями следователей, определенными настоящим Кодексом, до окончания досудебного расследования.
По данному делу следственным судьей было отказано в удовлетворении ходатайства следователя прокуратуры об избрании подозреваемому меры пресечения.
В обоснование такого решения следователь судья указал, что 8 ноября 2017 следователи органов прокуратуры потеряли полномочия по осуществлению предварительного расследования уголовных дел, начатых после введения в действие положений ч. 4 ст. 216 УПК Украины, однако несмотря на такие нормы досудебное расследование по конкретному уголовном дееле, сведения о котором внесены в ЕРДР 26.01.2018 проводится следователем прокуратуры. Так что такое ходатайство об избрании меры пресечения не может быть обоснованным как такое, что внесены неполномочным лицом.
На указанное постановление прокурором было внесено апелляцию, осуществление внесено в ЕРДР 27.10.2017 года, то есть в момент фактического осуществления полномочий следователями прокуратуры.
С такими доводами прокурора апелляционный суд не согласился и указал, что с учетом положений Переходных положений в Уголовный процессуальный кодекс следователи органов прокуратуры потеряли полномочия по осуществлению предварительного расследования по уголовным производствах, начатых после 19.11.2017, поскольку расследование преступлений, подследственность которых определена ч. 4 ст. 216 этого Кодекса, должны осуществлять следственные органы Государственного бюро расследований.
В то же время материалы досудебного расследования, выделенные из другого уголовного производства следует считать новым и отдельным уголовным производством осуществлять досудебное расследование в котором имеет орган, наделенный такими полномочия процессуальным законом, других оговорок УПК Украины не содержит.

Your Comment: